ФЕСТИВАЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА «КҮӨРЭГЭЙ»

Asya

26 ноября в стенах ДДТ им. Ф.И. Авдеевой состоялся 2 фестиваль родного языка «Күөрэгэй». Основная цель – популяризация и сохранение якутского языка. Мероприятие посетили более 1500 человек! На фестивале были активности для всех возрастов: были организованы площадки для маленьких детей, школьников, молодежи, родителей, бабушек и дедушек.

Не зря говорят, что семья – это колыбель духовного рождения человека. С этим согласились и участники нашего семинара для родителей. Задумка самого фестиваля была такой, что родители, оставив своих детей за интересными играми или просмотром мультфильмов, могли послушать выступления на разных площадках.

Основным посылом участников семинара стала идея, что любовь к родному языку может привить только семья, как среда воспитания и развития личности ребенка. Вдохновило выступление известного newborn фотографа, блогера Кэрэли о том, что она нашла свой путь прививать любовь к родному языку детям через песни. Создание таких инструментов как: детский алфавит с буквами саха, детский планнер, карта нашей республики дает возможность ими пользоваться уже сейчас, не ожидая, когда откроют группу в детском саду или класс в школе на родном языке, чтобы начать общаться на языке матери.

Просто пообщаться с ребенком, отложив телефон, почитать ему стихи, рассказать сказку на ночь на родном языке – вот те шаги, которые каждый день делают отцы школы Айыы Кыһата. Ведь, как отметила многодетная мама, блогер, предприниматель Ирина Матвеева, по последним подсчетам мы общаемся со своими детьми только 15 минут в день, отдав остальное время на воспитание своих детей ютуб-каналам, играм. Как результат, дети начинают поздно говорить, имеют логопедические дефекты речи.

Своей методикой как развить звуки языка саха (ҥ, ҕ, ө, ү и т.д.) через движения поделилась логопед Артемьева С.В. Причина детских заболеваний кроется в тонкой связи между мамой и ребенком, уверена интерактивный доктор Е.А. Яковлева. Еда, перегруженная углеводами, без достаточного количества белков, приводит к анемии, что повышает утомляемость, а это плохие оценки, нежелание учиться.

Проблема обучения кроется не в том, что ребенок путает языки, как считают некоторые мамы. Scinece Direct (Полнотекстовая база данных ScienceDirect – ведущая информационная платформа Elsevier для ученых, преподавателей, студентов, научных сотрудников, которая содержит 25% мировых научных публикаций) опубликовал результаты исследований ученых из университета Барселоны. Выяснилось, что у билингвов был выше уровень когнитивных способностей. Об этом я спросила нашего гостя, народного учителя РФ В.Ф. Потапова, единственного учителя в республике, воспитавшего 10 призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике.

Как отметил, Анатолий Бурнашев, известный артист, основатель центров по развитию детей “КҮНТЭГИЛ” и “САХАТ” такие фестивали надо проводить чаще, чтобы делиться знаниями, опытом родителей, философов, мыслителей нашего времени, таких как Кулан Хаан Байаҕантай, которому отдельная благодарность от сообщества Күөрэгэй.

Объединения бабушек в школах, рассказали об организованных ими мероприятиях, которые являются значительным вкладом в создание «атмосферы языка». Ведь бабушкам и дедушкам удается с помощью собственных методик внедрить терминологии на якутском языке и обогатить словарный запас своих семей, а главное привить любовь к родному языку.

Участники конкурса «Золотая леди» организовали для других участников конференции мастер-класс по национальному танцу «Осуохай», спели простейшие напевы и показали различные стили танца. По итогам секции у участников появилось предложение создать объединение бабушек и дедушек «Куорэгэй» и вести совместную работу по созданию «атмосферы языка» и воспитанию детей на родном языке.

На конференции работала секция «Возвращение к родном языку», главной целью которой было донести до слушателей идею, что всегда можно осознанно «вернуться» к родному языку, освоить его уже по своему желанию во взрослой жизни. Участники секции отметили важность поддержки окружения, отсутствия какого-либо осуждения или критики в адрес желающего научиться говорить на родном языке. Также поделились наиболее результативными методами изучения языка и своими достижениями. Всем участникам было интересно послушать о современных способах и помощниках в деле изучения языка саха, таких как мобильное приложение «Сахалыы», платформа «Мультидек». Примечательным оказался опыт Артемьева Георгия, учащегося 9 класса, который в течение года занимается изучением якутского языка, в процессе чего создал мобильное приложение по грамматике языка саха, которое находится ещё у него в разработке.

Одним из ярких событий фестиваля была раздача якутских говорящих алфавитов, изготовленных Национальным фондом «Баргарыы» совместно с детской редакцией НВК «Чохоон». Для этого участникам нужно было получить красивый плетеный браслет, выполнив несложное условие в социальных сетях. При участии на мастер классах, играх, квестах выдавалась ленточка «салама», которую привязывали к браслету. При получении пяти разноцветных ленточек можно было получить свой алфавит в подарок! Дети, даже взрослые, очень быстро включились в игру по добыванию ленточек, многие просились играть на каждой площадке. Было очень радостно видеть с каким азартом дети бегают и ищут свободные места для участия, у рекордсменов было по 12-14 ленточек! Надеемся, что наш яркий и красочный алфавит, умеющий говорить, петь, считать, играть, поможет многим детям научиться читать и считать на родном якутском языке!

Самая шумная и веселая секция на фестивале — это для молодежи и старшеклассников. Спикеры все очень опытные в своей отрасли. Мы постарались, чтобы в этой секции молодежь была заинтересована. Все спикеры справились с задачей. Танцевали, пели под гитару, снимали видеоролики по трендам. Сейчас в наше время без современных технологий обойтись невозможно. Поэтому все спикеры использовали современные гаджеты, чтобы было понятно всем — детям и взрослым.

О том, как все прошло из первых уст – организаторов, активисток движения «Күөрэгэй»:

Ирина Жарина:

«Наша площадка для дошкольников была очень популярна! 300 детей – впечатляющее число, и мы уверены, что все они получили незабываемые впечатления от творческих мастер-классов и игр!»

Майя Поисеева:

«Одним из ярких событий фестиваля стала раздача якутских говорящих алфавитов! За участие в мастер-классах и конкурсах дети получали алфавит в подарок!»

Валентина Татаева:

«Для ребят школьного возраста проходили познавательные треки: квест-игра по финансовой грамотности, игра «Легенды музея», игротека с настольными играми, викторины, занятия «Давай говорить по-якутски», мотивирующие беседы и спортивные игры».

Евдокия Попова:

«В нашей секции для молодежи и старшеклассников была классная атмосфера! Все танцевали, пели под гитару и снимали видеоролики по трендам».

Алла Ноговицына:

«Основным посылом участников семинара стала идея, что любовь к родному языку может привить только семья, как среда воспитания и развития личности.

Просто пообщаться с ребенком, отложив телефон, почитать ему стихи, рассказать сказку на ночь на родном языке – вот те шаги, которые нужно начать делать, чтобы привить любовь к языку».

Куннэй Лугинова:

«А в секции «Школа бабушек и дедушек» своим успешным опытом воспитания на родном языке, поделились опытные бабушки и дедушки. Им удалось, с помощью методик, обогатить словарный запас своих семей, а главное привить любовь к родному языку».

Сандаара Кулаковская:

«Главной целью секции «Возвращение к родному языку» было донести идею, что всегда можно осознанно «вернуться» к родному языку, освоить его уже, по своему желанию, во взрослой жизни. Участники секции отметили важность поддержки окружения, отсутствия какого-либо осуждения или критики в адрес желающего научиться говорить на родном языке».

Юлия Андросова:

«Проведение такого фестиваля не могло обойтись без площадки для специалистов. В секции «Организация среды на родном языке в детских садах и школах» педагоги поделились своими методиками, наработками в области воспитания и обучения детей на родном языке, а также создания среды, способствующей сохранению и развитию национальной культуры».

Ирина Матвеева:

«Мы планируем регулярно проводить мероприятия в поддержку сохранения родного языка как на онлайн площадках, так и в живом формате. А ко Дню защиты детей, планируем провести большой детский праздник на якутском языке».

Закрытие фестиваля состоялось в зрительном зале Дворца детства, который был полон детей и взрослых.

Родной язык – это не просто средство общения, а наше богатство, переданное предками.

И как показал аншлаг на фестивале – говорить по-якутски – модно!

Сахалыы саҥарыахха!

Поделиться: