Доступность и качество арктического образования

Asya

Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, комплексное освоение и обустройство арктических территорий является неоспоримым приоритетом России. В этом плане образование становится ключевой основой развития Арктики, внедрения и освоения арктического потенциала.
Арктическое образование в Якутии, как и в других арктических регионах Российской Федерации, сталкивается с рядом проблем, но также имеет значительные перспективы для развития.
С 20 по 21 февраля 2024 г. в п. Батагай Верхоянского района состоялся Республиканский форум по развитию арктического образования, приуроченный к Году семьи в Российской Федерации, Году детства в Республике Саха (Якутия), Международному дню родных языков, Дню родного языка и письменности в Республике Саха (Якутия), 100-летию Анны Дмитриевны Чириковой – учителя якутского языка с 50-летним стажем и известного краеведа Верхоянья.
Арктический образовательный форум проводится по предложению Минобрнауки Якутии. Инициаторами данного форума являются начальники Управлений образованием 13 арктических улусов. В очном формате приняли участие более 300 представителей педагогической общественности Верхоянского, Эвено-Бытантайского, Усть-Янского и Оленекского районов. К сожалению, серьезная проблема со связью и Интернетом на Севере, в Арктике, поэтому не все желающие смогли принять участие по ВКС. Приехали наземным путем более 40 человек из Усть-Янского, более 30 человек из Эвено-Бытантайского улусов, со всех наслегов Верхоянского улуса. На полюсе холода, в условиях температуры воздуха ниже минус 50 градусов, прошла активная содержательная работа.
В рамках Форума проведены научно-практическая конференция «Будущее Арктического образования: запросы нового времени», секционные заседания «Качество арктического образования», «Родной язык в полилингвальной среде», «Патриотическое воспитание», «Дополнительное образование»; научный семинар по формированию функциональной грамотности у детей-билингвов; мастер-классы воспитателей, учителей и педагогов; выставка инновационных образовательных проектов; стратегическая сессия «Модели арктического образования», презентация книги «Кэм кэрдии кэскилин кэрэһэлээн», посвященная 100-летию учителя якутского языка А.Д. Чириковой.
Участников Форума приветствовали А.К. Акимов, специальный представитель Главы Республики Саха (Якутия) по Арктике, министр образования и науки Н.А. Соколова, министр по развитию Арктики и делам народов Севера В.Н. Черноградский, глава муниципального района «Верхоянский район» В.М. Иванов, руководитель Дирекции Года детства в РС (Я) А.В. Яковлева и другие.
На пленарном заседании с основным докладом на тему «Развитие Арктического образования в Республике Саха (Якутия)» выступила Ф.В. Габышева, руководитель Центра изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук Республики Саха (Якутия), доктор педагогических наук, профессор.
Она отметила, что доступность и качество образования в арктических районах республики взаимосвязано с качеством и условиями жизни на Севере: «Айсен Сергеевич Николаев отметил, что для развития Арктики в целом, в т.ч. Северного морского пути, ключевыми кадровыми потребностями являются инженеры, специалисты информационных технологий. Актуально также развитие локомотивных отраслей: добычи полезных ископаемых, рыбного промысла, логистики, нефтегазохимии, строительства, туризма. Поскольку человек, проживающий и обучающийся в особо сложных природно-климатических условиях, лучше понимает реальные проблемы Арктики, кадры должны готовиться в местных условиях. По важным специальностям и редким профессиям необходимо подготовить кадры по целевой программе и за пределами республики. Для дальнейшего продвижения туризма, учёбы, работы, жизни требуется консолидация групп учёных арктической науки. Научные институты могут взять шефство над арктическими школами. Задачи укрепления материально-технической базы учреждений, повышения качества образования он поставил и перед Правительством. Эти же предложения глава региона озвучил 18 августа 2023 г. на совещании по вопросам качества образования в Оленекском районе».
Начальник Управления образования МР «Верхоянский район» И.С. Юмшанов отметил о значимости сохранения и развития родных языков в развитии системы арктического образования.
На пленарном заседании также выступили:
О мерах по повышению качества Арктического образования выступил Н.М.Павлов, директор Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II;
о моделях профессионального образования в Арктике – Л.М.Иванова, директор Института развития профессионального образования;
о системе образования Эвено-Бытантайского национального улуса – П.Г. Потапов, начальник Управления образования Эвено-Бытантайского национального улуса;
о школе как о ресурсе сохранения и передачи родного языка и литературы, место культивирования знания и распространения духовной жизни, традиции народов – А.Р. Дьячковская, начальник Управления образования Усть-Янского района;
о системе образования Оленекского эвенкийского национального района – К.С. Васильева, заместитель директора по воспитательной работе Оленекской СОШ им. Х.М. Николаева;
о нововведениях в кочевом образовании – Н.В. Ситникова, и.о. директора Якутского филиала ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации»;
об интеграция образования, науки и спорта в подготовке кадров для отрасли физической культуры и спорта – Е.В. Коркин, кандидат педагогических наук, проректор по учебно-методической работе Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта, доцент кафедры естественных дисциплин;
о формировании устойчивого развития Арктики через инновационное образование: сетевые подходы и образовательные проекты – С.И. Баишева, советник по воспитанию, куратор сети школ-спутников Арктической школы Республики Саха (Якутия);
о цифровой образовательной среде распределенного обучения – Т.И. Никифорова, доцент СВФУ имени М.К. Аммосова, кандидат педагогических наук.
В течение двух дней на площадках Форума участники обсудили тенденции, возможности и проблемы, а также выработали механизмы реализации перспективных направлений развития арктического образования в условиях единой системы образования Республики Саха (Якутия). Разработан проект «Дорожной карты» реализации по развитию арктического образования.
Участники Форума подчеркнули о необходимости создания методических служб на отдаленных и труднодоступных территориях по кустовому принципу на основе изучения опыта других регионов Арктической зоны Российской Федерации; проведения системной аналитической и методической работы в образовательных организациях арктических районов; реальной поддержки школ с низкими результатами образования (ШНОР); дальнейшего развития сети учреждений среднего профессионального образования в рамках непрерывного образования. Обозначили о необходимости расширения направлений проектов «Дети Арктики», «Учитель Арктики», «Кочевое образование», «Жильё молодым специалистам», «Педагогика Севера» и др.
Также они указали о необходимости разработки и утверждения нормативных правовых актов, регламентирующих организацию отдыха, питания и оздоровления детей, проживающих в северных и арктических районах Якутии, в том числе в летних кочевых, языковых и иных лагерях с учетом традиционных особенностей уклада жизни коренных народов Севера; разработки механизмов стимулирования и социальной поддержки воспитателей, учителей, педагогов и родителей, обеспечивающих непрерывную межпоколенческую передачу родных языков и культурных традиций подрастающему поколению, а также издания их лучших дидактических и методических разработок с научным сопровождением.
Как самую актуальную проблему участники Форума отметили дефицит педагогических кадров. В связи с этим предложили разработать аналогичную федеральной программе «Земский учитель» региональную программу «Арктический учитель»; увеличить социальную выплату учителям в размере 70% от стоимости однокомнатной благоустроенной квартиры из средств государственного бюджета при выполнении условий работы в течение 5 лет в арктических и северных улусах в рамках мероприятия «Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ и медицинских работников учреждений здравоохранения арктических и северных улусов»; впервые заключившим трудовой договор молодым специалистам, трудоустраивающихся в арктические районы республики, увеличить размер единовременной выплаты; с учетом особых социальных условий жизни в арктических районах и обеспечения достойной жизни педагогических работников повысить размер заработной платы; создать единый кадровый резерв в Арктических районах и многое другое.
По итогам работы Форума участники выработали общее решение о создании и реализации масштабного проекта «Арктическое образование», объединяющего 13 арктических районов республики. Проектным офисом определили Арктическую школу Республики Саха (Якутия). Очень много предложений для дальнейшей работы, для чёткой координации направлений деятельности будут определены ответственные по реализации проекта. Приглашаем всех заинтересованных к совместной деятельности.
Большая часть мероприятий Форума прошла на базе МБОУ «Батагайская СОШ» (директор Григорьева Л.Н., кпн), которая является опорной школой Верхоянского района. Данное образовательное учреждение отличается высокими образовательными результатами, благодаря педагогическому коллективу и обучающимся с большим потенциалом.
Образовательные учреждения и педагоги в условиях Крайнего Севера нуждаются в особом внимании и поддержке. Проведение такого масштабного мероприятия способствует развитию сотрудничества и повышению эффективности деятельности в сфере образования, взаимодействию педагогического сообщества и социальных партнеров для обеспечения доступного и качественного образования в арктических районах нашей республики.
Организаторами Форума выступили: Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия), Академия наук Республики Саха (Якутия), Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II, Администрация муниципального района «Верхоянский район».

Поделиться: